27.03.1977 - KLM/PanAm - B747 (Crash of the century) - Авиакатастрофы 1972-1979 - Список происшествий - AirCrash - Крупнейшие авиакатастрофы

Меню

Категории раздела

Авиакатастрофы 1972-1979
Авиакатастрофы 1980-1989
Авиакатастрофы 1990-1999
Авиакатастрофы 2000-2009
Авиакатастрофы 2010-2016

Поиск по базе

Последние катастрофы

recent accidents
B737
B777
MD-83
A320
A321
B738

Опрос (Aviation Safety Survey)

Какой для Вас основной критерий выбора авиакомпании?

Архив
Результаты
Всего голосовало: 492

Кнопка сайта

Крупнейшие авиакатастрофы

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

free counters

Полезные ссылки

Главная » Статьи » Авиакатастрофы 1972-1979

27.03.1977 - KLM/PanAm - B747 (Crash of the century)
Дата:                      27 марта 1977г.  
Место:                     Los Rodeos Airport, Tenerife, Spain
Авиакомпания:        KLM Royal Dutch Airlines / Pan American World Airways
Рейс:                      4805 / 1736
Маршрут:                Амстердам - Лас-Пальмас / Лос-Анджелес Нью-Йорк - Лас-Пальмас
Самолет:                 Boeing 747-206B / Boeing 747-121
Рег+Сер. номер:      PH-BUF + 20400/157 / N736PA + 19643  
Причина:                 ошибка экипажа  
Погибших:               248 / 335  
Фаза:                      взлет / руление



Столкновение Боинга KLM с самолетом Boeing 747 авиакомпании Pan American World Airways.
Погибли 583 человека. Эта катастрофа остаётся крупнейшей по количеству жертв за всю историю гражданской авиации.

В этот день в крупнейшем аэропорту Канарских островов Лас-Пальмас был совершён террористический акт. Террористы «Движения за независимость и автономию Канарских островов» взорвали в зале ожидания аэропорта бомбу, акт не повлёк человеческих жертв (лишь несколько пассажиров были легко ранены осколками разбившихся стёкол), однако администрацией аэропорта из-за опасений новых терактов было принято решение закрыть терминал. В результате единственным аэропортом, подходящим для приёма крупных широкофюзеляжных самолётов, стал аэропорт Лос-Родеос. Рейсы 4805 и 1736 были в числе многих в тот день, которые были вынуждены совершить посадку в Лос-Родеос вместо запланированной посадки в Лас-Пальмас. Опытный капитан лайнера «Пан Американ» Виктор Граббс (57 лет, 21 043 ч. налета), при подлёте к Канарским островам имел достаточный запас топлива и для удобства пассажиров предпочитал не совершать посадку в аэропорту Лос-Родеос, а остаться в зоне ожидания до открытия аэропорта в Лас-Пальмас-де-Гран-Канария, но вынужден был подчиниться приказу диспетчера и приземлиться на острове Тенерифе.

Совсем скоро аэропорт Лос-Родеос oказался перегружен. Это был воскресный день, и пассажирский трафик оказался слишком высоким. Самолёты, не принятые Лас-Пальмас, заняли все стоянки на Лос-Родеос и даже стояли на рулёжных дорожках. После почти четырёхчасового ожидания аэропорт Лас-Пальмас начал принимать рейсы. Экипаж «Пан Американ» был готов к немедленному вылету и запросил диспетчерское разрешение на взлёт, однако не смог выполнить необходимые манёвры по выруливанию на взлётную полосу, поскольку был блокирован Боингом компании KLM и заправочным автомобилем: капитан KLM решил дозаправиться, чтобы сэкономить время в Лас-Пальмас. Во время сеанса радиосвязи с Амстердамом командиру ван Зантену было приказано осуществить вылет до 19:00 по местному времени или, в противном случае, дожидаться утра. Пилоты были заинтересованы в скорейшем отдыхе и завершении полётов.


Фото снято из здания терминала пассажиром рейса 4805 за час до катастрофы

Совсем скоро аэропорт Лос-Родеос oказался перегружен. Это был воскресный день, и пассажирский трафик оказался слишком высоким. Самолёты, не принятые Лас-Пальмас, заняли все стоянки на Лос-Родеос и даже стояли на рулёжных дорожках.
Следуя инструкциям диспетчеров, Боинг KLM проследовал в конец основной взлётной полосы и развернулся на 180 градусов. Капитан KLM перевёл двигатели на малый газ, доложил о готовности к взлёту и стал ожидать дальнейших инструкций от диспетчерской вышки управления воздушным движением. Во время руления погода ухудшилась. Туман ограничивал видимость 300 метрами. Аэропорт Лос-Родеос всегда отличался непредсказуемыми погодными условиями. Это обусловлено тем, что аэропорт расположен между двух гор на высоте 700 метров над уровнем моря.

Командир Боинга «Пан Американ» почти сразу же получил указания рулить вслед за Боингом KLM, ему было приказано следовать по той же взлётной полосе и свернуть на рулёжную дорожку C3, после чего двигаться по главной рулёжной дорожке к началу ВПП. Однако, достигнув дорожки C3, экипаж «Пан Американ» отметил, что для того, чтобы свернуть на неё, им нужно повернуть на 135°, что практически невозможно для Боинга-747 на столь узкой полосе, поэтому экипаж решил, что диспетчер приказал им свернуть на дорожку C4, которая находилась дальше по ВПП и требовала поворота лишь на 45°, хотя диспетчер ясно приказал сойти на C3.

В это время видимость упала до 100 метров, и экипажу «Пан Американ» было сложно определить рулёжную дорожку. Осевые огни, определяющие границы взлётно-посадочной полосы и рулёжных дорожек, не работали. Из-за тумана диспетчер также не мог видеть взлетную полосу, к тому же аэропорт не был оснащен наземной РЛС, поэтому единственным способом определить место положение самолетов оставались радиосообщения самих пилотов.

Диспетчер вышки управления воздушным движением говорил с сильным испанским акцентом, экипаж «Пан Американ» и экипаж KLM по нескольку раз переспрашивали и уточняли команды диспетчера. Не было согласованности в переговорах, пилоты самолетов встревали в разговор и перебивали друг друга.
В то время как Боинг «Пан Американ» проехал мимо рулёжной дорожки C3, на которую ему было указано повернуть, Боинг KLM уже был готов к взлёту, и второй пилот KLM сообщил диспетчеру о готовности и запросил разрешения на взлёт.
В 17:05:53 башня управления радировала «KLM4805, вам разрешено на привод P, набирайте и выдерживайте эшелон 90. После взлёта поворот направо, следуйте курсом 040 до захвата радиала 335 ВОР Лас-Пальмас». Экипаж KLM воспринял эту инструкцию по набору высоты и последующему занятию коридора как фактическое разрешение на взлёт. Второй пилот повторил инструкцию диспетчеру обратно, невнятно добавив в конце «мы на взлёте» (англ. we're now at take-off). Диспетчер понял этот ответ как подтверждение того, что экипаж готов к взлёту, и сказал «O.K.», что подтвердило заблуждение экипажа о том, что разрешение получено.
Сразу после этого диспетчер добавил «будьте готовы к взлёту, я вас вызову». В этот же момент экипаж «Пан Американ» сообщил диспетчеру о том, что они ещё не ушли со взлётной полосы. Любого из этих сообщений было бы достаточно для экипажа KLM для осознания своей ошибки, однако из-за интерференции сообщения наложились друг на друга и не были слышны в кабине KLM, а был слышан резкий свистящий звук, который продолжался 3,74 секунды. 
В то время как Боинг KLM начал взлёт, диспетчер проинструктировал экипаж «Пан Американ» сообщить ему, когда взлётная полоса будет свободна. Услышав эту фразу, бортинженер KLM усомнился, что возможно «Пан Американ» ещё не ушёл с полосы, однако капитан KLM, сфокусировавшись на взлёте и считая, что они уже получили разрешение взлетать, раздражённо ответил, что всё в порядке, и продолжил взлёт. Бортинженер и второй пилот не посмели возразить ему.

Капитан Граббс, командир самолёта «Пан Американ», увидел приближающиеся огни Боинга KLM за 700 метров до точки столкновения. Он немедленно дал полный газ и попытался уйти влево с ВПП на рулёжную дорожку. Однако закончить манёвр экипажу не удалось.
За несколько секунд до катастрофы бортинженер KLM произнёс: «V1» (англ. «Взлётная (скорость)»). Самолёт начал отрыв, открылись створки люков шасси. Капитан KLM, увидев второй Боинг, резко потянул штурвал на себя. Его Боинг, ударившись хвостом о землю, резко увеличил угол атаки и скорость набора высоты. Однако высота была недостаточной, и самолёт KLM сначала стойками шасси, а затем хвостом ударил по фюзеляжу Боинга 747 «Пан Американ», пролетел неупровляемо еще 150 метров, потерял скорость и рухнул на ВПП. Сыграл свою роль тот факт, что, пытаясь сэкономить время на промежуточной посадке, ван Зантен полностью заправил свой самолёт и взлетал с максимальной взлётной массой.

Все 234 пассажира и 14 членов экипажа, находившиеся на борту самолёта KLM, погибли. Из 396 человек, находившихся на борту Боинга «Пан Американ», 326 пассажиров и 9 членов экипажа погибли. Носовая часть самолёта пострадала меньше, что позволило спастись 61 человеку, среди которых были командир, второй пилот и бортинженер.



Расшифровка переговоров экипажа с диспетчером:
17:05:44 KLM: Uh, the KLM ... four eight zero five is now ready for take-off ... uh and we're waiting for our ATC clearance.
17:05:53 Tenerife tower: KLM eight seven * zero five uh you are cleared to the Papa Beacon climb to and maintain flight level nine zero right turn after take-off proceed with heading zero four zero until intercepting the three two five radial from Las Palmas VOR.
17:06:09 KLM: Ah roger, sir, we're cleared to the Papa Beacon flight level nine zero, right turn out zero four zero until intercepting the three two five and we're now at take-off.
17:06:18 Tenerife tower: OK.
17:06:19 Pan Am: No .. eh.
17:06:20 Tenerife tower: Stand by for take-off, I will call you.
17:06:20 Pan Am: And we're still taxiing down the runway, the clipper one seven three six.
17:06:23 Pan Am and Tenerife tower communications caused a shrill noise in KLM cockpit - messages not heard by KLM crew.

17:06:25 Tenerife tower: Roger alpha one seven three six report when runway clear
17:06:29 Pan Am: OK, we'll report when we're clear.
17:06:30 Tenerife tower: Thank you
17:06:32 KLM (flight engineer): Is hij er niet af dan? {Is he not clear then?}
17:06:34 KLM (captain): Wat zeg je? {What do you say?}
17:06:34 KLM (flight engineer): Is hij er niet af, die Pan American? {Is he not clear that Pan American?}
17:06:35 KLM (captain): Jawel. {Oh yes. - emphatic}

17:06:40 PanAm captain sees landinglights of KLM Boeing at approx. 700m
17:06:44 PH-BUF started rotation
17:06:47 KLM (captain): [Scream]
17:06:50 сollision

Перевод расшифровки переговоров на русский язык:
17:05:44 KLM: Э, KLM... 4805, теперь готов к взлету... э, и ждем наше разрешение УВД.
17:05:53 Tenerife tower: KLM 87 * 05, э, вам разрешено на привод Papa, набирайте и поддерживайте эшелон полета 90, правым разворотом после взлета, следуйте с курсом 040 до выхода на радиал 325 от ВОРа Лас Пальмас.
17:06:09 KLM: А, понял, сэр, нам разрешено на привод Papa, эшелон полета 90, выход правым разворотом, 040 до выхода на 325 и мы сейчас на взлете.
17:06:18 Tenerife tower: Окей.
17:06:19 Pan Am: Нет... э. (Экипаж PanAm понял, что происходит что-то чрезвычайное, и начал фразу со слов "Нет... э". К этому времени (в 17:06:19,35) двигатели KLM уже вышли на взлетный режим. Произнесенные далее фразы диспетчера и экипажа PanAm были сказаны одновременно, что вызвало резкий шум (с 17:06:19.39 до 17:06:22.06) в динамиках KLM, и его экипаж ни одну из следующих двух фраз не расслышал.)
17:06:20 Tenerife tower: Ожидайте взлет, я вас вызову.
17:06:20 Pan Am: А мы все еще рулим вниз по ВПП, Clipper 1736.
17:06:23 Диспетчер, не услышав подтверждение экипажа KLM, обращается к PanAm:
17:06:25 Tenerife tower: ПА 1736, доложите, когда освободите ВПП. (Эта фраза диспетчера была слышна в кабине экипажа KLM, но не насторожила его).
17:06:29 Pan Am: Окей, доложим, когда освободим. (Эту фразу тоже слышали в кабине экипажа KLM)
17:06:30 Tenerife tower: Спасибо.
17:06:32 KLM (бортинженер): Значит, он еще не освободил?
17:06:34 KLM (капитан): Что ты сказал? 
17:06:34 KLM (
бортинженер ): Он уже покинул полосу, этот Пан Америкэн? 
17:06:35 KLM (капитан): "О, да!" (произнесено очень эмоционально).

17:06:40 Командир Пан Америкэн видит посадочные огни Боинга КЛМ примерно в 700 м.
17:06:44 PH-BUF поднимает переднюю стойку шасси (начинает взлет).
17:06:47 KLM (captain): Крик.
17:06:50 столкновение.

Комиссия по расследованию определила причины: "Самолет KLM взлетал без разрешения на взлет, в полной уверенности, что такое разрешение было получено. Это стало результатом недопонимания между диспетчером и экипажем KLM. Такое недопонимание возникло в результате обоюдного использования обычной терминологии, которая, однако, привела к неправильной ее интерпретации".

Ошибка капитана KLM на Тенерифе революционно изменила отношение к безопасности и в авиации. После череды роковых событий, повлекших к катастрофе, члены экипажа почти «поймали» ошибку, но вместо того чтобы остановить процесс её перехода в катастрофу, они убедили себя, что их капитан не может ошибаться.

Несмотря на то что голландские власти поначалу отрицали вину капитана ван Зантена и его экипажа, в конечном счёте авиакомпания KLM взяла на себя ответственность за данное происшествие и заплатила пострадавшим и семьям жертв компенсации в размере от 58 000 до 600 000 долларов США. 

Принятые меры
Международная организация гражданской авиации (ИКАО/ICAO) выработала единый для всех международных аэропортов стандарт фраз. В частности, сейчас от экипажей требуется вместо кратких ответов «ОК» или «Роджер» («Вас понял») повторять ключевые пункты поступившего приказа. Изменена процедура принятия решений экипажем, включающая взаимное согласие членов экипажа, отвечающих за пилотирование. Также установлено, что слово «take off» (взлёт) используется только при факте разрешения взлёта диспетчером и подтверждении факта разрешения взлёта пилотом, в остальных случаях используется слово «departure» (отправление).
На острове Тенерифе был построен второй аэропорт, Рейна-София. Он располагается на юге острова и отличается более предсказуемыми погодными условиями, чем аэропорт Лос-Родеос.

Документальные фильмы
KLM / PanAm - Crash of the Century (Discovery)
На Волосок От Смерти - катастрофа на о. Тенерифе (Discovery)
Категория: Авиакатастрофы 1972-1979 | Добавил: Dmitri-ch (24.11.2010)
Просмотров: 9155 | Рейтинг: 4.4/7
Авторский коллектив СТЕНД предлагает бумажные модели самолетов военной, гражданской и спортивной авиации Памяти Филиппова С.Д. и летчикам 255-го ИКАП ВВС СФ посвящается

AVIATION TOP 100 - www.avitop.com Avitop.com