Дата: 11 августа 1979г. Место: Днепродзержинск, СССР Авиакомпания: Aeroflot Рейс: 7880 / Маршрут: Ташкент - Донецк - Минск / Челябинск – Воронеж - Кишинев Самолет: Tupolev Tu-134A / Tupolev Tu-134A Рег+Сер. номер: CCCP-65735 + 2351516 / CCCP-65816 + 05040 Причина: ошибка служб УВД Погибших: 178 Фаза: крейсерский полет Столкновение двух Ту-134А в воздухе. Оба самолета находились в крейсерском полете. Катасрофа произошла по вине диспетчера примерно в 13:35. Погибла почти вся футбольная команда высшей лиги "Пахтакор" (Ташкент), направлявшаяся на матч с Минским "Динамо". А на борту 65816 погибли восемьдесят четыре человека.
Расшифровка переговоров: 13.17.24 Молдавский Ту-134: Харьков, 65816, 8400 Волчанск 22 Красноград 28 43 траверс Никополя, 9600 прошу. 13.17.28 Диспетчер: Это 65816 докладывал? 13.17.31 Молдавский Ту-134: Так точно. 13.17.33 Диспетчер: Понял вас. Следуйте пока 8400, Харьков, строго по трассе, слева точка работает. 13.17.37 Молдавский Ту-134: Вас понял 816-й. 8400 точку доложу. 13.21.33 Молдавский Ту-134: 816-й точка де... 8400. 13.21.38 Диспетчер: 816-й следуйте 8400 Красноград. 13.21.43 Молдавский Ту-134: Вас понял, а 9600 нельзя? 13.21.46 Диспетчер: Пока нет, над Красноградом попутный на 9600. 13.21.50 Молдавский Ту-134: Понял Вас, 816, 8400 сохраняю. 13.25.28 Молдавский Ту-134: Харьков, 816-й, у нас интервал с попутным есть на 9600 55 км, разрешите нам набор на 9600. 13.25.36 Диспетчер: 816-й, пройдете Красноград, посмотрим. 13.25.39 Молдавский Ту-134: Хорошо. 13.25.48 Белорусский Ту-134: Харьков 65735-й прошел траверз Просяной 5700, 9600 подписан, Днепр 34, 44 Кременчуг. 13.26.01 Диспетчер: 65735-й Харьков-контроль подтвердил вам траверс Просяной, занимайте 7200 пока. 13.26.07 Белорусский Ту-134: 7200 занимаю 735-й. 13.27.50 Молдавский Ту-134: 816-й Красноград 8400. 13.27.55 Диспетчер: 816-й подтвердил Красноград. У вас путевая какая? 13.28.01 Молдавский Ту-134: Путевая 830. 13.28.03 Диспетчер: Понял вас, а 65132-го путевая? 13.28.07 Экипаж попутного самолета: 132-й 750. 13.28.12 Диспетчер: 816-й, слышали? 13.28.14 Молдавский Ту-134: Слышал, слышал, мы займем высоту у нас тоже упадет. 13.30.40 Белорусский Ту-134: Харьков, 735-й занял 7200, 25 до Днепра. 13.30.46 Диспетчер: 735-й, Харьков подтвердил до Днепра 25, занимайте 8400 13.30.55 Белорусский Ту-134: 8400 занимаем 735-й. 13.33.52 Белорусский Ту-134: Харьков, 65735-й, Днепр 8400 13.33.55 Диспетчер: 735-му подтвердил Днепр, так... Пока 8400 до команды, встречный 9000. 13.34.04 Белорусский Ту-134: Понял, встречный 9, 8400 до команды... 13.34.07 Диспетчер: 86676-й займите 9600. 13.34.21 Диспетчер: 86676 Харьков 9600 займите! 13.34.24 Диспетчер: 735-й, а Вы 9000 займите, над Днепродзержинмком 8400 пересекающий. 13.34.25 Экипаж Ил-62: 9600, 676-й. 13.34.33 В эфире звучит: Понял.., 8400. (Это роковой момент. Диспетчер посчитал ситуацию разрешенной, так как подумал, что это произнес белорусский экипаж, который подтвердил этим набор высоты и информацию о конфликтном борте. Но в действительности белорусский экипаж в эфир не выходил и важнейшую команду диспетчера не воспринял. До столкновения оставалось 1 минута 5 секунд. Это время было потрачено на эмоциональный разговор между диспетчерами.) 13.35.38 Столкновение обоих самолетов на точно выдерживаемой каждым высоте 8400 м в сплошной облачности. 13.37.-- Чернов: Харьков, 91734 что-то падает с неба! (Командир Ан-2, выполняющий рейс Черкассы - Донецк под облаками, докладывает об авиакатастрофе.) 13.40.-- Чернов: Харьков, 91734, в районе населенного пункта Куриловка наблюдаю падение частей самолета. По-моему, Ту-134.
В условиях большой плотности воздушного движения в зоне ответственности Харьковского РЦ ЕС УВД, вызванной закрытием части эшелонов из-за пролета "литерного" борта, диспетчеры допустили опасное сближение двух самолетов Ту-134, которое привело к столкновению в воздухе и гибели всех находившихся на них людей. После пролета Днепропетровска, диспетчер разрешил самолету Ту-134 №65735, взлетевшему из Донецка, занять эшелон 8400 м. На этой же высоте летел другой Ту-134, следовавший из Воронежа в Кишинев. Их курсы пересекались в районе Днепродзержинска. Старший смены диспетчерского центра, заметив опасную ситуацию, дал команду экипажу 65735 занять эшелон 9000 м, а летевшему выше Ил-62 - 9600 м. Но из-за плохой слышимости экипаж Ту-134 не слышал этого указания, зато его слышал экипаж Ил-62, подтвердивший получение информации о пересекающем на 8400. Диспетчеры, получив подтверждение, и посчитав что Ту-134 занимает эшелон 9000 м., успокоились и слабо контролировали полет двух Ту-134. На высоте 8400 м, в сплошной облачности, два ТУ-134 столкнулись почти под прямым углом и разрушились. Обломки упали на землю на большой территории в районе сел Куриловка, Николаевка и Елизаветовка.
|