Меню

Категории раздела

Авиакатастрофы 1972-1979
Авиакатастрофы 1980-1989
Авиакатастрофы 1990-1999
Авиакатастрофы 2000-2009
Авиакатастрофы 2010-2019
Авиакатастрофы 2020-2021

Поиск по базе

Последние катастрофы

recent accidents
SSJ-100
B737MAX
B738
A321
B777
B737

Опрос (Aviation Safety Survey)

Стали ли авиаперелеты безопаснее, чем 10 лет назад?

Архив
Результаты
Всего голосовало: 128

Кнопка сайта

Крупнейшие авиакатастрофы

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

free counters

Полезные ссылки

Главная » Статьи » Авиакатастрофы 1980-1989

09.05.1987 - LOT Polish Airlines - IL-62M (SP-LBG)
Дата:                       09 мая 1987г.
Место:                     Warsaw, Poland
Авиакомпания:         LOT Polish Airlines
Рейс:                       5055
Маршрут:                 Варшава - Нью-Йорк
Самолёт:                  Ilyushin IL-62M
Рег.+Сер. номер:      SP-LBG + 3344942
Причина:                  отказ техники, конструктивные недостатки
Погибших:                183
Фаза:                        набор высоты


 

9 мая 1987 года на окраине Варшавы произошла катастрофа Ил-62М Польских авиалиний (LOT). Самолёт выполнял международный рейс LO 5055 из Варшавы в Нью-Йорк, когда вскоре после вылета загорелся один из двигателей. Не зная масштаба происшествия, экипаж предпринял попытку вернуться обратно в Варшаву, но при заходе на посадку авиалайнер потерял управление и разбился. Самолет упал в Кабацкий лес в нескольких километрах от аэропорта. В катастрофе погибли все 183 человека, находившиеся на борту. Это крупнейшая катастрофа в истории польской авиации и в истории Ил-62.

 

Предыдущим днём борт SP-LBG выполнил трансатлантический рейс из Чикаго в Варшаву, после чего прошёл 6-часовую проверку, в ходе которой его подготовили к следующему трансатлантическому перелёту. 9 мая авиалайнер должен был выполнять рейс из Варшавы в Нью-Йорк. На его борту находились 11 членов экипажа и 172 пассажира.

Экипаж самолёта в день катастрофы имел следующий состав:
Командир воздушного судна (КВС) — Зугмунд Павлачик. Родился 19 апреля 1928 года (59 лет), был лётчиком в ВВС Польши с 1951 года, в LOT с 1955 года. Общий налёт 19 745 часов, из них на Ил-62 — 5542 часов, в должности КВС Ил-62 и Ил-62М — 3725 часов.
Второй пилот — Леопольд Карчер. Родился 4 января 1933 года (54 года), был лётчиком в ВВС Польши с 1956 года, в LOT с 1967 года. Общий налёт 10 899 часов, из них на Ил-62 — 2357 часов.
Бортинженер-инструктор — Ричард Хмелевски. Родился 28 сентября 1933 года (53 года), в LOT с 1965 года. Общий налёт 10 571 час, из них на Ил-62 — 6695 часов.

В 10:07 экипаж получил разрешение на руление по аэродрому к ВПП 33, а в 10:17 находясь на исполнительном старте получил разрешение на взлёт. В 10:18 Ил-62 вылетел из Варшавского аэропорта и летя по воздушному коридору R-23 (курс 280°) начал набор высоты до эшелона 180 (18 тысяч футов или 5486 метров) по направлению на Грудзёндз. Согласно плану полёта, выход из Польского воздушного пространства должен был выполнен после пролёта Дарлово.

Находясь в процессе набора высоты, самолёт приближался к границе воздушной зоны аэропорта, когда в 10:26 диспетчер подхода дал указание пока задержаться на эшелоне 160 (16 тысяч футов или 4877 метров) и сохранять эту высоту до Грундзёндза. Это было связано с тем, что на эшелоне 170 (17 тысяч футов или 5182 метра) проводились полёты военной авиации, а у гражданского диспетчера не было связи с военным. После прохода Плоньска экипаж, сохраняя эшелон полёта 160, перешёл на связь с районным диспетчером. Собственно, до 10:41 полёт проходил в нормальном режиме.

В 10:31 экипаж получил указание от диспетчера как можно быстрее подняться до эшелона 310 (31 тысяча футов или 9449 метров). В связи с этим была повышена мощность двигателей, которая в течение 30 секунд даже достигала максимального значения.

В 10:41, на 23-й минуте полёта, когда авиалайнер на скорости 815 км/ч на высоте 8200 метров проходил над деревней Варлюбя, в кабине сработали сигналы о декомпрессии и о пожаре в обоих левых двигателях. Командир Павлачик связался с диспетчером, доложил о чрезвычайной ситуации и о намерении вернуться в Варшаву. В связи с декомпрессией, экипаж приступил к аварийному снижению до высоты 4000 метров. При развороте произошел отказ рулей. В 10:44 с самолёта доложили о ликвидации пожара и начале аварийного сброса топлива. Сброс лишнего топлива был необходим, так как вес авиалайнера в этом момент (ориентировочно 161 тонна) значительно превышал максимальный посадочный (107 тонн), а посадка перегруженного самолёта была чревата повреждением шасси. Бортинженер доложил, что работает только один из четырёх электрических генераторов, поэтому часть систем пришлось отключить. Также возникла проблема со сбросом топлива, так как клапаны имели электрический привод. Также отказал руль высоты, работал лишь его триммер.

Кратковременно в экипаже обсуждалась возможность посадки в Гданьском аэропорту, но затем командир Зугмунд Павлачик принял решение лететь до Варшавы. Экипаж не представлял масштабов пожара в хвосте самолета, который вызвал повреждений важнейших систем для поодержания полета. Огонь быстро перекинулся в багажный отсек, где предположительно произошел взрыв паров топлива, которые попали туда из-за повреждения топлевных баков.

Самолет заходил на посадку на полосу 33 с южной стороны из-за сильного ветра. Фюзеляж Ил-62 горел и от самолета шел густой черный дым. На скорости 480км/ч экипаж развернул самолет над деревней Джозефосваф. Горящие части фюзеляжа отделялись от самолета и падали на землю. Примерно в этот момент произошел полный отказ систем управления, включая триммер руля высоты. Шасси также не работали. Перестали работать насосы, сливающие топливо. В момент катастрофы в баках оставалось еще около 32 тонн топлива.

Самолет разбился недалеко от городка Пясечно в 5 км от ВПП аэропорта Варшавы. По одной из версий в последние секунды перед катастрофой пожар из багажного отделения перекинулся в хвостовую часть салона, и пассажиры в панике ринулись. Сместившись в носовую часть самолета, пассажиры дестабилизировали самолет, в результате чего он, находясь на низкой скорости начал пикировать. По другой версии, пожар сильно повредил хвостовое оперение самолета.

Спасательные службы аэропорта немедленно выехали к месту крушения, но не смогли быстро к нему подобраться из-за того, что густо растущие деревья мешали проезду техники. 62 человека, погибших в катастрофе так и не были опознаны. Экипаж самолета посмертно был представлен к государственным наградам.

Расшифровка переговоров экипажа с диспетчером:
10:26 Crew: Well, we go to New York, possibly we'll be able to get to flight level 180... (tongue-in-cheek)
10:26 ATC: Gentlemen! You won't make it. You have about 5 kilometres (3.1 mi) to the TMN [Tango-Mike-November route]. I told you that clearance was set for 180 or higher. Military planes are training there, I have no communication with them to allow separation.
10:26 Crew: Roger that. Roger that.
10:31:35 ATC: 5055, heading 310, immediately cut flight level 170 [5,200 m].
10:31:39 Crew: 5055, heading 310.
10:31:41 ATC: Climb immediately. I mean it, immediately.
10.41.27 Engine explosion
10.41.28 Intermittent acoustic signal of autopilot disengagement
10.41.30 Crew: Hey! Pressurization!
10.41.32 Acoustic ringing signal of cabin decompression
10.41.34 Crew: Is there a fire? What's going on?
10.41.35 Crew: Probably a fire.
10.41.37 Crew: Engine? Shut it down!
10.41.39 Crew: ...shut down. That first one is burning!
10.41.42 Crew: ...fire...
10.41.44 Crew: ...all small [referring to engines' throttles]
10.41.45 Crew: Warsaw?
10.41.46 Crew: ...all small. Decompression.
10.41.48 Crew: Two engines are gone!

10.41.49 Continuous acoustic signal of engine fire.
10.41.50 Crew: Two engines are gone! [...] Shut down... [...] We're turning around! Fire!
10.41.55 Crew: Danger!!! Warsaw radar LOT! Warsaw radar! [calling flight control]

11.09.47 ATC: From your current position you have about 15 kilometres (9.3 mi) to the runway.
11.09 Crew: Understood. To the left! Engines to the left!
11.09 Crew: To the left! Engines to the left!

11.10.13 ATC: 5055, to the left, to the left zero-five-zero.
11.10 Crew: OK.
11.10.40 ATC: 5055, to the left, course 360.
11.10 Crew: We want to turn. That's just what we want. [implied meaning: "we're trying"]
11.10 Tower: Keep turning, turn to three-six-zero. Now you have about 12 kilometres (7.5 mi) to the runway.
11.10 Crew: OK.
11.11.02 Tower: 5055, to the left, course 330.
11.11 Crew: We are turning to the left.
11.11 Tower: Start final approach about 11 kilometres (6.8 mi) from the runway.
11.11 Crew: We will do all we can.
11.11 Tower: Understood.
11.11 Tower: [Turn] to the left, course 320.
11.11 Crew: Understood.
11.11.34 Tower: You've come to the right hand side of the runway centerline, continue left, course 300.
11.11 Tower: Wind is 290 degrees, 22 kilometres per hour (14 mph). You are cleared for runway three-three.

11.11 Crew: OK.
11.12.10 Transmitter turned on four times; fragments of unintelligible utterances.
11.12.13 Crew: Good night! Goodbye! Bye! We're dying!!!

Расследование установило, что причиной катастрофы послужили конструктивные недоработки Советского самолета. Непосредственной причиной трагедии стало разрушение вала двигателя из-за неисправности подшипников внутри двигателя № 2. Это в свою очередь вызвало последующее повреждение двигателя № 1 (и его возгарание), быструю декомпрессию фюзеляжа, пожар в грузовом отсеке (который не был обнаружен экипажем из-за повреждения датчика пожарной сигнализации), отказ электрооборудования и систем управления.

Советская сторона долго отказывалась признать какую-либо связь между катастрофой и проблемами с двигателями. В 1991 "Польские авиалинии" продали последний Ил-62 и перешли на эксплуатацию Боингов-767. 

 


Категория: Авиакатастрофы 1980-1989 | Добавил: Dmitri-ch (30.01.2014)
Просмотров: 4477 | Рейтинг: 0.0/0
Авторский коллектив СТЕНД предлагает бумажные модели самолетов военной, гражданской и спортивной авиации Памяти Филиппова С.Д. и летчикам 255-го ИКАП ВВС СФ посвящается

AVIATION TOP 100 - www.avitop.com Avitop.com