Дата: 23 декабря 1984г. Место: Красноярск, СССР Авиакомпания: Aeroflot Рейс: 3519 Маршрут: Красноярск - Иркутск Самолет: Tupolev Tu-154B-2 Рег+Сер. номер: CCCP-85338 + 338 Причина: отказ техники Погибших: 110 Фаза: набор высоты Самолет разбился при попытке экстренной посадки после того, как вследствие отказа компрессора загорелся двигатель №3. На второй минуте после взлета, на высоте 2040 метров произошло разрушение диска 1-ой ступени компрессора З-го двигателя, которое привело к пожару в мотогондоле. Пожар развивался до конца полета и впоследствии привел к пожару 2-го двигателя, а затем проник в хвостовой отсек и вывел из строя вспомогательную силовую установку (ВСУ). За 11 секунд до крушения началось несоответствие ответных реакций управляющих поверхностей самолета (рулей) отклоняемым членами экипажа органам управления в кабине. Фактически самолет потерял управляемость по всем трем каналам, что и привело к катастрофе. Через 11 секунд Ту-154 с креном рухнул на землю в районе ДПРМ и взорвался. Расшифровка переговоров экипажа с диспетчером: 2П: Спарта-старт, 85338, к взлету готов. Д: 338, взлет разрешаю. Старт. 2П: 338, взлетаем. КВС: Табло "к взлету не готов" не горит, режим УВД, готов. КВС: Режим "номинал". БИ: Режим "номинал", к взлету готов. КВС: Внимание, экипаж, взлетаем. Рубеж 210. Ш: 160. Ш: 180. Ш: 200. Ш: Рубеж. КВС: Продолжаем взлет. Ш: Подъем. КВС: Шасси убрать. КВС: Фары выключить, убрать. КВС: Закрылки 15. КВС: Убрать полностью. Э: Не убирается. Э: Ну,... 2П: Спарта-круг, 85338, взлет на Агинское. Д: 85338, Спарта-круг, правым на борт 1500 доложить на ближайший Северного. 2П: 338, правым 1500. Ш: Правым 1500. Ш: Установить давление 760. Э: Разворачиваемся. Э: Показания высотомеров одинаковые. 2П: Спарта-круг, 338 - 1500. Д: 338, с Подходом... 2П: 338, конец. КВС: 80 режим. БИ: Есть, 80. 2П: Красноярск-подход, 85338 на привод 1500. Д: 85338, Красноярск-подход, привод Северного, Агинское 5700, на 5400 пересечение подсказать. 2П: 338, понял, 5700, на 5400 пересечение. КВС: Номинал. 2П: Заданный 5700. КВС: Понял, 5700. На высоте 2040 метров при скорости 480 км/ч происходит разрушение компрессора первой ступени 3-го двигателя, которое сопровождается акустическим хлопком "типа взрыва" продолжительностью 0,8 с. Обороты 3-го двигателя на нуле. КВС: Что такое? БИ: Вибрация второго двигателя КВС: Толя, выключай, скорей, выключай! Э: Пожар, пожар, пожар! Э: Пожар! КВС: Выключай. Э: Выключаю. КВС: Передай. 2П: Спарта-круг, 85338, пожар третьего двигателя. Д: 85338, понял вас, курс обратный посадочному берите. Экипаж проигнорирует эту команду диспетчера и начнёт выполнять заход "по коробочке" на 29L БИ: Я выключил второй, случайно. (Бортинженер подумал, что по ошибке отключил исправный двигатель и приступил к его 'запуску'. При этом пожарный кран двигателя №3 остался открытым. Уборка РУД двигателя ниже малого газа. Через 5 с. Выключение малого газа, 2-ой двигатель самопроизвольно выходит на взлетный режим, это результат рассоединения РУД и дросселя.) КВС: Горит, да? БИ: Горит. КВС: Малый газ. /Звуковой сигнал/ Д: Снижаться будете, 338? 2П: Да, да, 338 снижаться будем. БИ: "Опасно подшипников" горит. Горит второго, третьего. 2П: 338, занял 600. КВС: Мы занимаем 400. 2П: 338, разрешите 400. Д: 338, занимайте 400. 2П: 338, 400 метров. КВС: 80 режим поставь первому. БИ: 80, первому. БИ: Второй тоже горит. Мотогондолы... КВС: Ну давай, хоть потуши мотогондолы! БИ: Очереди уже ушли в двигатель. Все. КВС: Все ушли? БИ: Тушить нечем... Д: 338, полосу наблюдаете? Заходите визуально... 2П: 338, понял. КВС: Фары выпусти, фары. БИ: Фары выпустил. Ш: 5-ый километр. КВС: Режим восемьдесят. БИ: Восемьдесят режим. КВС: Юра, пилотируй...Юра, пилотируй, а я буду...(неразб.) КВС: Номинал!...Взлетный!!! Бортинженер, взлетный режим! Д: 338, без снижения следовать, удаление 4. 2П: Все, командир! Крен посмотри!!! Все... Не снижайся! КВС: Убрать шасси...! Конец записи.
Разрушение компрессора низкого давления началось с разрушения рабочего колеса первой ступени, имевшего заводской дефект. Экипажу следовало выполнять заход на посадку обратным курсом, но они начали заход по стандартной схеме и потеряли время.
|