Дата: 10 июля 1985г. Место: Учкудук, СССР Авиакомпания: Aeroflot Рейс: Маршрут: Ташкент - Карши - Уфа - Ленинград Самолет: Tupolev Tu-154B-2 Рег+Сер. номер: CCCP-85311 + 78А311 Причина: ошибка экипажа Погибших: 180 Фаза: крейсерский полет
Около 23.45 по местному времени вблизи города Учкудук (Узбекистан) на высоте более 11 600 метров вошел в штопор самолет Ту-154, летевший в Ленинград. В районе падения самолета была сильная гроза и экипаж рейса попытался обойти грозовой фронт по высоте, попросту говоря перепрыгнуть грозу. Пилоты отключили автопилот и начали набирать высоту 11 600 метров. Как позже показала расшифровка самописцев, самолет испытал перегрузки, его скорость резко снизилась до 290 километров в час. Все системы самолета работали нормально, однако выровнять лайнер экипажу так и не удалось. Лайнер ушел в плоский штопор и разбился. Все 9 человек экипажа и 171 пассажир погибли. Расследование установило, что экипаж набирал высоту на скоростях значительно меньше рекомендованных и достиг эшелона 11600м на скорости ~ 400 км/ч, на границе срабатывания АУАСП. Бортинженер на эшелоне дважды убирал режим на малый газ (который восстанавливал КВС), очевидно приняв начало тряски за помпаж. На показания АУАСП экипаж не реагировал (он был выключен) и, вместо отдачи штурвала "от себя" для ухода с режима тряски, продолжал выдерживать высоту эшелона. В результате самолет потерял в горизонтальном полете 110 км/ч скорости и на Vпр.=290 км/ч и свалился в плоский штопор.
|