Дата: 26 мая 1991г. Место: Phu Toey, Thailand Авиакомпания: Lauda Air Рейс: 004 Маршрут: Бангкок - Вена Самолет: Boeing 767-3Z9ER Рег+Сер. номер: OE-LAV + 24628/283 Причина: ошибка экипажа / отказ техники Погибших: 223 Фаза: крейсерский полет
Авиакатастрофа произошла главным образом по причине неграмотного управления. Через двенадцать минут после взлета экипаж получил предупреждение системы REV ISLN, сообщавшей о неисправности системы реверсивной тяги левого двигателя. Никаких действий экипажем предпринято не было. Прямо перед выходом на эшелон FL310 (31000 фт.) произошло самопроизвольное срабатывание реверса двигателя #1. Самолет потерял скорость, вошел в штопор, а огромные перегрузки буквально разорвали самолет на части в течение нескольких секунд. Обломки упали в горных джунглях Таиланда.
Расшифровка переговоров в кабине самолета: 23.21:21 - [Warning light indicated] 23.21:21 FO: Shit. 23.21:24 CA: That keeps, that's come on. 23.22:28 FO: So we passed transition altitude one-zero-one-three 23.22:30 CA: OK. 23.23:57 CA: What's it say in there about that, just ah... 23.24:00 FO: (reading from quick reference handbook) Additional system failures may cause in-flight deployment. Expect normal reverse operation after landing. 23.24:11 CA: OK. 23.24:12 CA: Just, ah, let's see. 23.24:36 CA: OK. 23.25:19 FO: - 23.25:26 CA: Ah, you can tell 'em it, just it's, it's, it's, just ah, no, ah, it's probably ah wa... ah moisture or something 'cause it's not just, oh, it's coming on and off. 23.25:39 FO: Yeah. 23.25:40 CA: But, ah, you know it's a ... it doesn't really, it's just an advisory thing, I don't ah ... 23.25:55 CA: Could be some moisture in there or somethin'. 23.26:03 FO: Think you need a little bit of rudder trim to the left. 23.26:06 CA: What's that? 23.26:08 FO: You need a little bit of rudder trim to the left. 23.26:10 CA: OK. 23.26:12 CA: OK. 23.26:50 FO: (starts adding up figures in German) 23.30:09 FO: (stops adding figures) 23.30:37 FO: Ah, reverser's deployed. 23.30:39 - [sound of snap] 23.30:41 CA: Jesus Christ! 23.30:44 - [sound of four caution tones] 23.30:47 - [sound of siren warning starts] 23.30:48 - [sound of siren warning stops] [starts and continues until the recording ends] 23.30:53 CA: Here, wait a minute! 23.30:58 CA: Damn it! 23.31:05 - [sound of bang]
Как выяснилось потом, произошел сбой изоляционного клапана механизма реверсирования. После этой катастрофы "Боинг" внес конструктивные изменения в системы реверса двигателей. Но расследованию так и не удалось точно и однозначно определить причину самопроизвольного срабатывания реверса.