Дата: 25 февраля 2009г. Место: Amsterdam Schiphol AP, Netherlands Авиакомпания: Turkish Airlines Рейс: 1951 Маршрут: Стамбул - Амстердам Самолёт: Boeing 737-8F2 Рег+Сер. номер: TC-JGE + 29789/1065 Причина: отказ техники/ошибка экипажа Погибших: 9 Фаза: заход на посадку Самолёт Боинг-737-800 Турецких Авиалиний, выполнявший рейс TK 1951 из Стамбула в Амстердам, потерпел крушение при заходе на посадку в аэропорту Скипхол в условиях тумана. По приближении экипаж пытался выполнить посадку на взлётно-посадочную полосу 18R/36L, однако самолёт потерял высоту, опустился ниже глиссады и разбился в поле в 1.5 км от ВПП. Из 134 человек погибли девять, включая пилотов. Анализ записей регистратора полётной информации и речевого самописца, показал, что самолёт был практически исправен до момента столкновения с землей. Топлива на борту было достаточное количество. Самолет снижался по глиссаде с подключенным автопилотом и автоматом тяги. На высоте 2000 футов (609,6 метра) левый радиовысотомер выдал «сбойное» значение высоты — минус 7 футов (минус 2,13 метра), что привело к переходу автомата тяги в режим retard (перевод двигателей на режим малого газа). Пилотам нужно было отключить нештатно сработавший автомат тяги и увеличить режим работы двигателей. Сбой в показаниях радиовысотомера привел к срабатыванию звуковой сигнализации landing configuration warning (сирена, включающаяся при включении режима "малый газ" при невыпущенных шасси), но это не привлекло внимания пилотов. Командир в это время учил второго пилота, как выполнять карту перед посадкой. Скорость упала на 40 узлов ниже минимально допустимой при выполнении захода на посадку, что привело к срабатыванию системы предупреждения приближения сваливания на высоте 490 футов (149 метров). Второй пилот увеличил режим работы двигателей, но не отключил автомат тяги. После этого командир взял управление самолётом на себя. Второй пилот отпустил рычаги управления двигателями и автомат тяги снова убрал их режим на малый газ. Лишь спустя 6 секунд двигатели были выведены на повышенный режим работы, но было уже слишком поздно, чтобы предотвратить столкновение с землёй.
|