В ночь на 2 июля 2002 года над Боденским озером в Южной Германии столкнулись Ту-154 "Башкирских авиалиний" и грузовой "Боинг-757" компании международных авиаперевозок DHL. Погиб 71 человек, в том числе 45 детей, летевших на борту российского лайнера на отдых в Испанию. Записи переговоров между экипажем и диспетчером подтверждают, что командир Ту-154 четко выполнил указание диспетчера компании "Sky Guide" Питера Нильсена, что, к сожалению, и привело к катастрофе. Диспетчер позволял себе в такой ситуации неточные выражения, и российские пилоты тратили драгоценные секунды на уточнения.
Расследование происшествия осложнилось тем, что 36-летний диспетчер Нильсен, дававший указания российскому Ту-154, был убит в собственном доме в пригороде Цюриха 25 февраля следующего года. Убийство совершил Виталий Калоев, чьи жена и двое детей погибли в авиакатастрофе 1 июля 2002 года.
Расшифровка переговоров: -50 сек. TCAS: Traffic, traffic! -45 сек. Цюрих-Юг: ВТС2937 ... снижайтесь, эшелон полета ... 350, ускорьте, у меня пересекающий борт. -40 сек. Эк Ту-154: Снижаемся. -38 сек. Эк. Boeing: Descend, descend! -35 сек. TCAS: Climb, climb! -34 сек. Эк Ту-154: Клайм, говорит! -32 сек. Эк Ту-154: Снижайся, б... -30 сек. Цюрих-Юг: ВТС2937, снижайтесь, эшелон полета 350, ускорьте снижение. -25 сек. Эк Ту-154: Ускоряю снижение до эшелона 350, ВТС2937. -20 сек. Цюрих-Юг: Да, у нас борт, вам под два часа, сейчас на 360. -19 сек. На Боинге срабатывает сигнализация опасного сближения. -13 сек. Эк. Boeing: 611, TCAS-descent. -11 сек. Эк Ту-154: Б...дь, где он? -9,5 сек. TCAS: Increase climb, increase climb! -5,3 сек. Эк Ту-154: Клайм, он говорит! -3,8 сек. Эк. Boeing: (Ругань.) -1,8 сек. Эк Ту-154: (Ругань.) -0 сек. - 1 час. 35 мин. 55 сек. московского времени. Столкновение. (Очевидно, что Ту-154 догнал Боинг и "сел" на него.)
Сначала швейцарская авиадиспетчерская компания "Скайгайд" обвиняла российских пилотов в непрофессионализме, однако, после расшифровки бортовых самописцев была полностью признана вина диспетчера.