Дата: 22 августа 2006г. Место: Донецк, Украина Авиакомпания: Pulkovo Airlines Рейс: 612 Маршрут: Анапа - Санкт-Петербург Самолет: Tupolev Tu-154M Рег+Сер. номер: RA-85185 + 91A894 Причина: ошибка экипажа / погодные условия Погибших: 170 Фаза: крейсерский полет
При обходе сверху крупного грозового очага, практически на максимально возможной для этого типа ВС высоте, экипаж отключил автопилот после нескольких срабатываний сигнализации АУАСП в условиях тряски и уменьшенной скорости самолета. В дальнейшем, при управлении самолета в штурвальном режиме в условиях повышенной турбулентности атмосферы, было допущено трехкратное превышение максимально допустимого для этих условий полета угла атаки, результатом чего явилось сваливание, перешедшее затем в плоский штопор. В районе падения самолета Ту-154 "Пулковских авиалиний" наблюдалась сильная гроза. Пилоты приняли решение сверху обойти грозовой фронт, для чего запросили у диспетчера эшелон 400, соответствующий примерно 12 тыс. метров. Затем экипаж перевел автопилот на ручное управление. Самолет летел на высоте 9 тысяч метров, которая ему была позволена, поднявшись выше на 3000 метров, Ту-154 попал в зону сильной турбулентности, лайнер стал терять скорость, и тогда пилот резко потянул штурвал на себя, недопустимо увеличив угол атаки, в результате чего самолет потерял управляемость, сорвался в плоский штопор и рухнул на землю с высоты 12 тысяч метров. Все находившиеся на борту люди погибли. За несколько минут до катастрофы экипаж лайнера четыре раза подал сигнал "SOS". По словам очевидцев, авиалайнер вошел в пике и врезался в землю, после чего загорелся. Сразу же после поступления сигнала о катастрофе на поиски места крушения вылетели вертолеты МЧС Украины. Ту-154 упал около населенного пункта Сухая Балка в 45 км к северо-западу от Донецка.
Расшифровка переговоров в кабине пилотов: 15:33:04 КВС: Да-да-да. 15:33:06 КВС: Давай временно 400 или какой, твою мать, а это х:ня полная. Да проси 390, а то нам не обойти, ёбт: (Эшелон '400' - это 12 000 метров.) 15:33:12,5 Сигнал АУСП. (Сигнализатор запредельного угла атаки. Срабатывает, когда самолет слишком сильно задирает нос.) 15:33:17 ШТ: Переключил. 15:33:20 ШТ: 'Контроль', Пулково 612. 15:33:21 Д: Пулково 612-й, на приеме. 15:33:22 КВС: Добавляй. Да? 15:33:24 ШТ: Пулково 612, разрешите набор временно эшелон 390. 15:33:28 КВС: Сильная болтанка и т.д., скажи. 15:33:34 Д: Пулково 612, набирайте 3-9-0. 15:33:34 ШТ: Набираем эшелон 3-9-0. Спасибо большое, Пулково 6-12. 15:33:37 КВС: Еще х:й наберем его (неразборчиво): 15:33:39 Э: (неразборчиво). 15:33:45 КВС: Куда те (неразборчиво), е: твою мать?! 15:33:48 КВС: Е**:шит здесь (неразборчиво). 15:33:50 Э: (неразборчиво). 15:33:51 КВС: (неразборчиво) прошло (неразборчиво), поехали в (неразборчиво). 15:33:55 Сигнал АУАСП. 15:34:23 Сигнал (ВБЭ). (Подход к высоте 12 000 м.) 15:34:24 КВС: Ни х:я е**:шит, б:дь! (Это о грозе.) 15:34:27 КВС: Мама не горюй, б:дь. 15:34:32 КВС: Она, б:дь, еще и град, е: твою мать, б:дь! 15:34:40 КВС: Дай мне (неразборчиво). 15:34:43 КВС: А куда их можно в сторонку, Игорек, отойди еще. 15:34:43 КВС: Игореш. 15:34:48 КВС: Игорь. 15:34:49 ШТ: Что? 15:34:50 КВС: В сторону можно, куда еще от нее отойти, б:дь. (Имеется в виду грозовая туча.) 15:34:52 Э: (неразборчиво). Нет. 15:34:54 КВС: Скажи, заняли 390, Андрюха, е:твою мать. 15:34:56 2П-ст: Пулково 612, заняли эшелон 390. 15:35:00,3 КВС: Говорите что-ни будь, да ёбт! (Это критическая точка, после которой началось 'сваливание' самолета и экипаж потерял управление.) 15:35:01 Э: (неразборчиво). 15:35:01 Д: (неразборчиво) 3-9-0. 15:35:05 Э: Снижаемся! (неразборчиво). 15:35:06 КВС: (Куда) снижаемся, ё:ные дураки, б:дь! 15:35:09 КВС: Ставь номинал, на х:й! (Режим двигателей, близкий к взлетному.) 15:35:10 БИ: Номинал. 15:35:12 КВС: Скажи им, снижаемся, ёбт. 15:35:13 2П-ст: Снижаемся, Пулково 612. 15:35:15,9 Сигнал АУАСП. 15:35:17 КВС: Спокойно. 15:35:20,9 Сигнал АУАСП. 15:35:22 КВС: За кренами смотрите. 15:35:23 Э: Номинал. 15:35:24 Звуковой сигнал. 15:35:28 ШТ: Пулково 612, снижаемся эшелон 3-6-0. 15:35:30,8 Сигнал АУАСП. 15:35:31 КВС: Сильная болтанка, скажи, ёбт. 15:35:33 ШТ: Сильная болтанка. 15:35:34 Д: Пулковский (неразборчиво), снижайтесь 3-6-0. 15:35:36 КВС: Снижаемся, ёбт. 15:35:38,9 Звуковой сигнал. 15:35,37 Э: (неразборчиво). 15:35:41 КВС: Спокойно все держим. 15:35:44 КВС: Держим, б:дь. 15:35:45 БИ: Генераторы (вылетают). 15:35:48 БИ: Помпаж. Снижаемся. Ваня, помпаж. (Помпаж двигателя развивается, когда в него попадает недостаточно воздуха, из-за чего нарушается процесс горения топлива. При этом слышатся хлопки, двигатель дрожит, из него выстреливает пламя и в конце концов он может отключиться.) 15:35:55 КВС: (неразборчиво). 15:35:58 Э: (неразборчиво). 15:36:02 КВС: Скорости смотрите, скорости. 15:36:04 Э: Ну, упала чуток. 15:36:07 Э: Нет, нормально. 15:36:07,02 Сигнал АУАСП. 15:36:08 Э: (неразборчиво). 15:36:11 КВС: На себя. 15:36:14 КВС: На себя. 15:36:15 ШТ: (неразборчиво) Вань. 15:36:16 КВС: (неразборчиво) смотрите. 15:36:19 ШТ: (неразборчиво) 5-5, Вань, 5-5. 15:36:22 КВС: Сколько, говоришь? (Речь о перегрузке.) 15:36:23 ШТ: (неразборчиво) 245. (Скорее всего это - курс.) 15:36:24 КВС: Какой курс, ё:твою?! 15:36:25 ШТ: (неразборчиво). 15:36:28 КВС: (неразборчиво). 15:36:28 Э: Я понимаю. 15:36:29 Э: Только куражимся. 15:36:31 Э: Правильно. 15:36:32 КВС: Вова, давай командуй. (Владимир Онищенко - 2-й пилот. Как говорят летчики, он был чемпионом России по пилотажу. В тот момент стоял за спиной пилота-стажера.) 15:36:34 Э: (неразборчиво). 15:36:35 2П: По-моему, влево надо. 15:36:36 ШТ: Влево, Ваня. 15:36:37 КВС: Все, б:дь. 15:36:40 Э: Снижаемся. Снижаемся. 15:36:40,5 ШТ: (неразборчиво). 15:36:46 Э: (Пойдемте вверх.) 15:36:48 КВС: (Где источник.) 15:36:49 Э: Что? (неразборчиво) 15:36:50 КВС: Набор. 15:36:51 Э: (неразборчиво). 15:36:55 Э: Доложите, что у нас SOS. 15:36:57-11:36:59,6 2П-ст: SOS, 612-й, SOS: 15:37:01 Д: Пулковский 612, я вас не понял. 15:37:02 КВС: Б:дь, скорость какая? 15:37:03-11:37:05,2 ШТ: SOS, SOS, Пулк:12, SOS, SOS, SOS, Пулк: 15:37:06 КВС: Скорость какая? Скорость какая? 15:37:41,9 Э: (неразборчиво). 15:37:45 КВС: Левой давай! 15:37:49,1 Э: (неразборчиво). 15:37:50,5 КВС: Вова, давай там помогай Андрюхе. 15:37:53 Э: (неразборчиво). 15:37:55 ШТ: Высота 2000, Вань, 2000! 15:37:58 ШТ: (неразборчиво) 2000, Вань, 2000: 15:38:01 КВС: Ё-моё! 15:38:03 Э: Брось:(неразборчиво). 15:38:04 КВС: (неразборчиво) вправо. 15:38:05,6 БИ: (неразборчиво) падаем! 15:38:06,9 ШТ: Сейчас влево, влево (неразборчиво). 15:38:07,9 Э: (неразборчиво). 15:38:09 Э: Я не видел. 15:38:09,9 2П: Боже мой: 15:38: 10,5 ШТ: (2000) Вань: 15:38:10,5 Э: Без крена. 15:38:11,6 КВС: На себя, на себя, на себя, на себя! Андрюха, тяни на себя! На себя, Андрюха: (неразборчиво). 15:38:18,6 Э: (неразборчиво). 15:38:20,3 КВС: Теперь взлетный. (Режим двигателей.) 15:38:21,1 Э: Левая нога, крен убери. 15:38:23,1 2П: (неразборчиво):(Не убивайте.) 15:38:23,7 КВС: Андрюха, не паникуй! 15:38:26,5 Э: Не убивайте! Не убивайте! (По данным 'МК', это воскликнул 2-й пилот-стажер Андрей Ходневич.) 15:38:27,5 КВС: (Земля): 15:38:28,3 Э: (неразборчиво). 15:38:30 КРИК. Конец записи.
Как стало известно после катастрофы, перед вылетом экипажу дали метеосводку многочасовой давности, и на основании нее они пытались перепрыгнуть грозу, т.к. по ее данным гроза была не выше 12 км, в то время как она была уже до 15 км. Кроме того, отмечалась и необычно высокая для верхних слоев атмосферы температура – обычно на высоте 12 тыс. метров бывает -50...-54°С, а 22 августа было всего -34°С. При высокой температуре воздух разрежен и двигателям может не хватить кислорода для сжигания топлива, что и произошло: за 3 минуты до крушения возник помпаж двигателей. Основной причиной трагедии стал "человеческий фактор". Когда КВС дал приказ перепрыгнуть грозовой фронт (в данных погодных условиях - это был явный риск), началось сваливание самолета в штопор. Ту-154 – единственный в мире самолет, который невозможно вывести из штопора, вследствие его конструктивных особенностей: у него слишком тяжелая хвостовая часть, где находятся три двигателя весом до двух тонн каждый.