Дата: 24 августа 2008г. Место: Bishkek AP area, Kyrgyzstan Авиакомпания: Itek Air Рейс: 6895 Маршрут: Бишкек - Тегеран Самолет: Boeing 737-219/Adv Рег+Сер. номер: EX-009 + 22088/676 Причина: отказ техники Погибших: 65 Фаза: взлет
При наборе высоты произошла разгерметизация кабины пилотов. Командир экипажа принял решение вернуться в аэропорт и посадить самолет, однако, при выполнении разворота обратно в Манас, самолет упал в поле в 10 км. от ВПП. На место аварии было направлено 14 машин скорой помощи, больше свободных машин просто не было. По словам главного врача скорой помощи Бишкека, на месте катастрофы было много обгоревших людей, получивших ожоги разной степени тяжести. На борту находились 83 пассажира и 7 членов экипажа, выжили 25 человек, в том числе пилот и бортпроводница. Рейсом летела юношеская сборная по баскетболу спортивной школы-интернета номер г.Бишкека. Семи подросткам из 17 удалось спастись. По некоторым данным, сразу после посадки несколько аварийных выходов самолета оказались заблокированными, и люди не смогли покинуть горящее воздушное судно. Согласно результатам расшифровки бортового параметрического самописца, экипаж правым разворотом приступил к выходу на посадочный курс, со снижением до высоты 1040 метров по QNH (400 метров над уровнем аэродрома). В 20:41:40 экипаж доложил о визуальном контакте с ВПП. Примерно в 20:42:30, на удалении около 12 километров от торца ВПП-08, самолет вышел на посадочный курс и занял высоту 400 метров на уровнем ВПП. Приборная скорость полета составляла величину около 460 км/ч (250 узлов). Сохраняя высоту 400 метров, экипаж приступил к гашению скорости. В 20:43:25, на удалении около 5 км от торца ВПП-08, при скорости около 340 км/ч (185 узлов), самолет находился в непосадочном положении (по сочетанию параметров высота, скорость, положение механизации), и экипаж запросил у диспетчера УВД выполнение "левой орбиты". Получив разрешение диспетчера, экипаж приступил к левому развороту с креном до 30 градусов. В процессе разворота самолет снижался и продолжал уменьшать скорость полета до 290 км/ч (155 узлов). Примерно через минуту самолет был выведен из крена на курсе, обратном посадочному и на предельно малой высоте. Столкновение самолета с землей произошло на удалении около 7.5 км от торца ВПП-08.
Причиной катастрофы самолета Б737-200 ЕХ-009 авиакомпании «Итек Эйр» явилось допущенное экипажем снижение самолета ночью до высоты ниже минимальной высоты снижения при визуальном заходе на вынужденную посадку на аэродроме вылета из-за разгерметизации кабины, что привело к катастрофе. Катастрофа явилась следствием сочетания следующих неблагоприятных факторов: -невыполнение экипажем требований Инструкции по взаимодействию и технологии работы членов экипажа в полете (Boeing 737—200 Standard Operating Procedures (SOP); -невыполнение экипажем правил визуального захода на посадку в части сохранения постоянного визуального контакта с ВПП и/или ее ориентирами и действий экипажа при потере визуального контакта с ВПП; -невыполнение экипажем предписанных действий при срабатывании системы предупреждения о приближении земли (TAWS).
Для выполнения чартерного рейса в Тегеран, самолет был арендован иранской авикомпанией Iran Aseman Airlines. Борт EX-009 был взят в лизинг у компании Phoenix Aviation в апреле 2006 года. Самолет был выпущен в 1980 году и ранее принадлежал трем авиакомпаниям: Air New Zealand, COPA Panama и Phoenix Aviation.
|