Дата: 1 июня 2009г. Место: off Brazil Coast, Atlantic Ocean Авиакомпания: Air France Рейс: 447 Маршрут: Рио-де-Жанейро - Париж Самолет: Airbus A330-203 Рег+Сер. номер: F-GZCP + 660 Причина: погодные условия / ошибка экипажа Погибших: 228 Фаза: крейсерский полет
В 11.15 по местному времени самолет Airbus A330 авиакомпании Air France, рейс AF 447, пропал с экранов радаров в районе берегов Бразилии. Авиалайнер вошел в грозовой фронт с сильной турбулентностью, после чего началось сваливание. Пилотам не хватило опыта для ручного управления самолетом во внештатных условиях. Летчики никак не отреагировали на предупреждение об опасности сваливания лайнера.
Незадолго до исчезновения с экранов радаров в бразильскую диспетчерскую с борта поступило автоматическое сообщение о неполадках. На борту самолета находились 12 членов экипажа и 216 пассажиров.
В поисково-спасательной операции в Атлантике принимали участие французский корабль, подводная лодка, пять самолетов и два вертолета ВВС Бразилии. Кроме того, в район поисков к северо-востоку от побережья Бразилии вышли фрегат, корвет и патрульный корабль военно-морского флота страны. Также Бразилия направила пять судов на поиск лайнера. Обломки лайнера, самолетные кресла, следы масла и керосина были обнаружены в Атлантическом океане спустя 2 дня в 650 километрах от побережья Бразилии. Черные ящики французского самолета были найдены спустя год.
Рейс AF447 выполнялся самолётом Airbus A330-203 (бортовой номер F-GZCP). Первый полёт самолет совершил 25 февраля 2005 года, 18 апреля того же года был передан авиакомпании Air France. 21 февраля 2009 года и 16 апреля 2009 года самолёт прошел плановые ремонты, никаких неполадок обнаружено не было. На день катастрофы аваиалайнер совершил 2644 цикла «взлёт-посадка» и налетал 18870 часов.
Экипаж: Командир воздушного судна — 58-летний Марк Дюбуа (фр. Marc Dubois). В должности командира Airbus A330 — с 27 октября 2006 года. Налет 10988 часов (6258 из них в качестве КВС), 1700 из них на Airbus A330. Второй пилот — 37-летний Давид Робер (фр. David Robert). Проработал в авиакомпании Air France 11 лет. В качестве второго пилота управлял самолётами Airbus A320 и Airbus A340. В должности второго пилота Airbus A330 — с 1 октября 2002 года. Налет 6547 часов, 4479 из них на Airbus A330. Второй пилот-стажёр — 32-летний Пьер-Седрик Бонэн (фр. Pierre-Cédric Bonin). Проработал в авиакомпании Air France 7 лет. Управлял самолётами Airbus A320 и Airbus A340. В должности второго пилота-стажёра Airbus A330 — с 1 декабря 2008 года. Налетал 2936 часов, 807 из них на Airbus A330. Его жена Изабель Бонэн (фр. Isabelle Bonin) также находилась на борту в качестве пассажира.
Расшифровка переговоров в кабине пилотов:
Дюбуа: "Приведите крылья в горизонтальное положение". Роберт: "Уровняй крылья". Бонин: "Это то, что я пытаюсь сделать... Что... Как же мы собираемся вниз вот так?". Роберт: "Посмотрите, что еще можно сделать с помощью первоочередных команд... Подниматься, подниматься, подниматься, подниматься". Бонин: "Но я бы потянул штурвал на себя...". Дюбуа: "Нет, нет, нет! Не надо подниматься!". Роберт: "OK. Дайте мне контроль, дайте мне контроль". Дюбуа: "Берегитесь! Вы потянули вверх". Роберт: "Я?!". Бонин: "Ну, да, должно быть вы. Мы находимся на 4000". Сигнал опасного сближения с землей: "Подтяните штурвал к себе" ("Pull Up") Дюбуа: "Давайте! Тянем!" Бонин: "Мы тянем, тянем, тянем, тянем". Дюбуа: "Десять градусов шаг". Роберт: "Вернитесь... Вернитесь... Вернитесь... Вернитесь!!!". Бонин: "Но я спускал на максимальном уровне в течение некоторого времени". Дюбуа: "Нет, нет, нет... Не надо вверх... Нет, нет!". Бонин: "Тогда идем вниз". Роберт: "Черт возьми! Мы падаем! Но этого не может быть". Бонин: "Что происходит?!" Запись прерывается.
Главной причиной катастрофы стала последовательность ошибочных действий второго пилота в условиях нештатной ситуации — временной рассинхронизации показаний скорости, произошедшей, скорее всего, в результате засорения трубок Пито кристаллами льда, что привело к отключению автопилота. В отчёте BEA указывается, что члены экипажа не участвовали в спецподготовке, которая обучает пилотов как следует действовать при потери анемометрических данных. Также отмечается, что экипаж до последнего момента не осознавал, что самолет падает.
Несогласованность действий и плохая подготовка экипажа (вторых пилотов Давида Робера и Пьера-Cедрика Бонэна, которые находились в кабине). Пилоты в течение трёх минут, пока развивалась аварийная ситуация, не могли прийти к общему мнению о пространственном положении и направлении движения самолёта. Паника в кабине. Более минуты до прихода командира два пилота предпринимали хаотичные и несогласованные действия, которые перевели ситуацию из разряда нештатной в разряд аварийной. Положенного доклада командиру о ситуации в кабине сделано не было. При первых признаках неисправности второй пилот Бонэн запаниковал и потянул ручку управления на себя, не сообщив об этом ни занимавшему кресло командира Давиду Роберу, ни пришедшему через минуту командиру Марку Дюбуа. О своих действиях он сообщил лишь за несколько секунд до столкновения самолета с водой. Командир экипажа немедленно принял правильное решение и приказал прекратить попытки набора высоты, второй пилот потребовал передать ему управление. На высоте около 600 метров самолёт начал набирать скорость, однако вовремя прекратить сваливание не удалось.
|