Дата: 2 апреля 2012г. Место: д.Горьковка, Тюменская обл., Россия Авиакомпания: UTair Рейс: 120 Маршрут: Тюмень - Сургут Самолёт: ATR-72-201 Рег+Сер. номер: VP-BYZ + 332 Причина: идет расследование Погибших: 33 Фаза: набор высоты
Самолет ATR-72 (VP-BYZ) принадлежащий авиакомпании UTair, вылетел из тюменского аэропорта Рощино в Сургут рейсом ЮТ120 (по расписанию на сайте компании, борт отправлялся в 07.30, в Сургуте борт должен был приземлиться в 09.15). Через несколько минут после взлета самолет пропал с экрана радаров, а экипаж не вышел на связь с диспетчером. На высоте около 210м возник сначала правый крен более 35°, затем левый крен. Самолет перешел в быстрое сваливание с левым креном более 50°, столкнулся с землей с работающими двигателями. ATR-72 потерпел крушение примерно
в полутора километрах
от взлетно-посадочной полосы, в районе деревни Горьковка. Из 43 человек, находившихся на борту, выжили только 12 пассажиров. Пострадавшие были доставлены
в больницы города Тюмени
вертолетами авиакомпании UTair. Два пассажира впоследствии скончались в больнице.
Расследованием было установлено, что самолет перед вылетом находился на стоянке в аэропорту Рощино около 8ч. в условиях выпадения осадков в виде ливневого снега и колебаний температуры воздуха от 0° до -1° С. Перед полетом противообледенительную обработку самолет не проходил.
По предварительным выводам экспертов, самолет разбился из-за обледенения поверхности крыла. Борт прошел техосмотр в Германии в 2010 году, а плановое техобследование в Тюмени в январе 2012. Рассматривается также версия технической неисправности. Среди прочих версий трагедии рассматривается ошибка пилотирования и ошибка работы наземных служб.
Анализ информации записи бортовых самописцев самолета ATR-7 VP-BYZ показал, что: 1. Двигатели самолета работали вплоть до столкновения с землей; 2. После взлета самолет набрал высоту примерно 210м, после чего возник сначала правый крен более 35°, а затем левый крен, достигшей более 50° в момент столкновения с землей. 3. Судя по переговорам, мысли об обледенении у пилотов не возникло до самого конца.
Расшифровка переговоров: 07:33:53.0 КВС: Autopilot on. 07:33:54.5 2П: Autopilot on. 07:33:57.0 КВС: White Bug, flaps up. 07:34:06.0 2П: Ууух ты! 07:34:07.5 КВС: Это что такое? 07:34:08.5 2П: Что за тряска? 07:34:10.0 КВС: Autopilot disengage. 07:34:13.0 РИ: Don't sink (информатор предостерегает о недопустимом снижении) 07:34:16.5 2П: Тихо, что такое? 07:34:18.0 КВС: Доложи ему. 07:34:19.0 РИ: Don't sink (до земли 120 метров) 07:34:21.0 2П: Что доложить-то, бл**ь?! Что за отказ? 07:34:22.0 РИ: Don't sink. 07:34:23.5 КВС: Не понял я. 07:34:30.0 2П: Ё... твою мать!! 07:34:31.5 КВС: ЮТР, 120-й, падаем!!!
Самолет был выпущен в 1991г. и с 1992г. летал в авиакомпаниях Transasia Airways, Finnar, Aero Airlines, пока в июле 2008 не был приобретен компанией UTair. Общее время налета составило 35 тысяч часов.