Дата: 28 декабря 2014г. Место: Java Sea, Indonesia Авиакомпания: Indonesia AirAsia Рейс: 8501 Маршрут: Сурабаи - Сингапур Самолет: Airbus A320-216 Рег+Сер. номер: PK-AXC + 3648 Причина: отказ техники, ошибка экипажа Погибших: 162 Фаза: крейсерский полет
Самолет Airbus A320 авиакомпании Air Asia, выполнявший регулярный рейс QZ 8501 из Сурабаи в Сингапур разбился в Яванском море недалеко от острова Калимантан. На борту находились 155 пассажиров и семь членов экипажа.
Самолёт поднялся на эшелон 320 и выполнил небольшой доворот влево, заняв курс 319°. Через 10 минут был выполнен ещё один левый поворот, в результате которого курс сменился уже на 310°. В 06:12 по местному времени экипаж связался с центром управления воздушным движением в Джакарте и доложил об уклонении влево от маршрута полёта для обхода грозовых облаков, а также запросил разрешение подняться до эшелона 380 (11,6 км), в чём ему было отказано. Последняя радиосвязь с самолётом состоялась в 06:18 местного времени. После этого рейс 8501 исчез с экранов радиолокаторов и связь с экипажем была потеряна. По данным сайта Flightradar24, борт в это время находился над Яванским морем на эшелоне 320 близ одного из грозовых очагов. Никакого сигнала бедствия с самолёта на землю не поступало.
Спустя несколько недель после катастрофы были обнаружены обломки самолета, оба бортовых самописца и тела 70 пассажиров. 27 января 2015 года военные Индонезии заявили о прекращении поисковой операции.
Оба бортовых самописца были найдены и отправлены для расшифровки. Вскоре их данные удалось получить. В течение последних минут полёта слышны различные сигнализации и встревоженные голоса пилотов. В начале расследования следсвтенная комиссия исключила возможность теракта и предположила, что главной причиной катастрофы могли стать ошибки экипажа или техническая неисправность авиалайнера. Данные, полученные из наземного радара ATC, подтверждали, что самолёт при пролёте грозы нестандартно набирал высоту, а затем стремительно снижался. В течение 54 секунд самолёт набрал высоту с 9750 метров до 11300 метров при скорости 1830 м/мин, а 37 секунд спустя снизился до 8840 метров
При полёте на эшелоне самолёт столкнулся с неблагоприятными погодными условиями — грозой и сдвигом ветра, что, возможно, привело к отключению автопилота. В это время оба пилота допустили ошибки в пилотировании и не предотвратили резкое поднятие носа авиалайнера. Аэродинамический подхват мог привести к потере скорости и сваливанию самолёта в плоский штопор.
Окончательный отчёт расследования NTSC был опубликован 1 декабря 2015 года. Согласно отчёту, причинами катастрофы стали технические неполадки бортового компьютера и неправильные действия экипажа по устранению этих неполадок.
Самолёт Airbus A320-200 (бортовой номер PK-AXC) совершил первый полёт 25 сентября 2008 года, 16 октября был передан индонезийской авиакомпании Indonesia AirAsia. На момент катастрофы самолет находился в эксплуатации 5 лет, общий налет составлял 23 тысячи часов.
|