Дата: 19 марта 2016г. Место: Rostov-On-Don airport, Russia Авиакомпания: Flydubai Рейс: 981 Маршрут: Дубай - Ростов-на-Дону Самолет: Boeing 737-8KN Рег+Сер. номер: A6-FDN + 40241/3517 Причина: идет расследование Погибших: 62 Фаза: посадка
Пассажирский Боинг 737-800 бюджетной авиакомпании Flydubai, выполнявший рейс FZ-981 из Дубая в Ростов-на-Дону, разбился при уходе на второй круг после повторного неудачного захода на посадку в аэропорту назначения. Борт вылетел из Дубая в 21:40 по местному времени и прибывал в пункт назначения с двадцатиминутным опозданием. В 1:41 по местному времени экипаж попытался совершить посадку в аэропорту Ростова-на-Дону, снизившись примерно до 500 м, но затем начал набирать высоту, уходя на второй круг. В течение нескольких часов лайнер кружил над аэропортом. В 03:40 пилоты попытались совершить посадку во второй раз, но сделать это вновь не удалось, самолет снова начал набирать высоту. После того, как Боинг достиг 1200 м, он начал резко снижаться и разбился. Большинство пассажиров разбившегося самолета были россияне. Также на борту находились 11 иностранцев. Всего на борту находились 55 пассажиров и 7 членов экипажа. Все погибли.
В Ростове-на-Дону в ночь с 18 на 19 марта было объявлено штормовое предупреждение. В МЧС сообщали о сильном ветре с порывами до 30 метров в секунду. По словам синоптиков, в районе аэродрома наблюдалось так называемое «струйное течение», когда скорость ветра превышала 20 м/c. Обычно высота этого явления составляет пять километров, а в Ростове-на-Дону оно наблюдалось почти в десять раз ниже, на высоте 630 метров и простиралось почти до 10 тысяч метров.
Примерно за 2 часа до катастрофы рейс SU1166 авиакомпании "Аэрофлот" совершил три аналогичных попытки захода на посадку в Ростове-на-Дону, после чего из-за сильного ветра экипаж принял решение уйти на запасной аэропорт Краснодара. Незадолго до первых неудачных попыток приземления рейсов авиакомпаний Flydubai и «Аэрофлот» два рейса других авиакомпаний успешно совершили посадки в Ростове.
Расшифровка переговоров: Экипаж (Э): Вышка, Sky Dubai 981. Диспетчер (Д): Sky Dubai 981, Ростов Вышка. Э: Просто вызываю вас (…) э, есть какое-нибудь улучшение погоды? Д: Sky Dubai 981, сейчас ветер 230 градусов, десять, порывы четырнадцать … в секунду, видимость … тысяч, э, поправка, шесть тысяч метров и ливневый дождь. Э: Окей, спасибо большое, есть ли предупреждения о сдвиге ветра? Д: … bai 981, нет. Э: Окей, спасибо, а когда смотришь в окно, сэр, выглядит намного лучше, чем раньше. Д: Sky Dubai 981, э, умеренная Э: Окей, спасибо большое. <...> Э: Как погода, сэр, получше? Д: Sky Dubai 981, э, погода за 00:20: … мость пять, ээ, километров, нижняя граница облачности 630 метров, приземн… ветер 230 э, градусов, тринадцать, порывы восемнадцать метров …кунду, э слабый ливневой дождь, э дымка, на предпосадочной прямой э, сильная турбулентность и умеренный сдвиг ветра. Э: Окей, спасибо большое. Д: Sky Dubai 981. Э: На приеме, Sky Dubai 981. Д: Sky Dubai 981, в 22 минуты ветер 230 градусов, 14 метров в секунду, порывы 18 метров в секунду… дцать градусов, видимость 6 километров, разбросанная 480… 630 метров, метеослужба не сообщала о сдвиге ветра на полосе. Э: Всё принял, и Sky Dubai 981, прошу снижение для захода, Sky Dubai 981. Д: … 310. Э: 310, Sky Dubai 981. Д: Sky Dubai 981, работайте с Ростовом Круг 121,… Э: Ростов Круг, привет еще раз, Sky Dubai 981, снижаюсь эшелон полета шесть, шесть, эшелон полета семь, семьдесят, 070, извините, и э, курс 310. Д: Sky Dubai 981, Ростов Круг, курс 310 по давлению аэродрома э, 988, снижайтесь до относительной высоты 600 метров. Э: Снижаться, относительная высота 600, э, 900 метров, подтвер… Sky Dubai 981? Д: Sky э, Sky Dubai 98…, снижайтесь до относительной высоты 600 метров. Э: 600 метров, снижаюсь 600 метров, давление, приведенное к уровню моря, подтвердите - 998? Д: Sky Dubai 981, подтверждаю. Э: Давление, приведенное к уровню моря, 998, и снижаюсь, 998 и давление, приведенное к уровню моря… снижаюсь 600 метров, Sky Dubai 981. Д: Sky Dubai 981, влево курс 300. Э: Следовать курсом 300, Sky Dubai …81. Д: Sky Dubai 981, влево курс 290. Э: Влево, курс 290, Sky Dubai… Д: 981, заход по ИЛС к ВПП 22 разрешаю, и сообщите захват курсового маяка. Э: ВПП 22, доложу курсовой маяк, и для вашей информации, в случае ухода на второй круг, мы будем набирать … набирать, мы будем набирать эшелон полета 80, 80, Sky Dubai 981. Д: 981, вас понял. Э: … сообщите, пожалуйста. Д: … Dubai 981, 230 градусов, 12, порывы 19 метров. Э: Принял, захватил курсовой маяк ВПП 22, я Sky Dubai 981. Д: … Dubai 981, работайте c Вышкой 119,7. Э: Вышка 1197, Sky Dubai 981. Э: Ростов Вышка, привет еще раз, Sky Dubai 981, захватил курсовой маяк ВПП… 2. Д: Sky Dubai 981, Ростов Вышка, э, еще раз добрый вечер. Приземный ветер 230 градусов, 12, э, порывы 1… Э: … 22, Sky Dubai 981. Д: 981, давление аэродрома 988 гектопаскалей; давление, приведенное к уровню моря, - 998 гектопаскалей. Э: 998 гектопаскалей, Sky Dubai 981. Д: Sky Dubai 981, в 39 минут видимость 3500 метров, давление аэродрома 987 гектопаскалей, давл… 997 гектопаскалей. Э: 987, принял, Sky Dubai 981. - - - - - Э: Ухожу на второй круг, Sky Dubai 981. Д: Sky Dubai 981, работайте с Ростовом Круг … запятая 2. Э: 1212, пока-пока.
Видеозапись крушения:
Показания сервиса Flightradar24:
Согласно промежуточному отчёту расследования причин катастрофы рейса FZ-981, опубликованному МАК 20 апреля 2016 года, по результатам расшифровки параметрического и речевого бортовых самописцев, была установлена последовательность событий последних минут полёта самолёта. В промежуточном отчёте расследования МАК не проясняются мотивы действий пилотов, приведшие к катастрофе. Однако указывается, что комиссия по расследованию среди прочего теперь планирует «исследование психо-эмоционального и физиологического состояния членов экипажа с учётом данных о режиме труда и отдыха», а также продолжит «работу по сбору и анализу информации о подготовке экипажа». В отчёте также содержится рекомендация авиакомпаниям организовать для пилотов дополнительное изучение процедуры ухода на второй круг в различных условиях, а также внести элементы ухода на второй круг в программу тренажёрной подготовки пилотов. По окончании расследования катастрофы, комиссией будет подготовлен Окончательный отчёт.
Самолет с бортовым номером A6-FDN совершил первый полет 21 декабря 2010 года. Перевозчик приобрел Боинг новым 19 января 2011 года.